- Неоплатонизм
- религиозно-философское направление, возникшее в 3 в. н. э. и сохранившее влияние до 18 в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. Н. содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему рим. философию, направляя его в русло объективного идеализма. На начальной стадии Н. резко противопоставлял себя христианству и, в меньшей степени, гностицизму. Различаются три осн. направления позднеантичного Н. 1. Направление, восходящее к Плотину (203–269), — трансцендентально-идеалистич., с иерархизированной, в основе дуалистич. картиной мира, в которой материи отводится низшее место. Культивирует мистич. практику. 2. Линия, идущая от Прокла (412–485). Для нее характерно тяготение к пантеизму, склонность к конкретно-научным рассуждениям. 3. Александрийский Н., генетически связанный с «прокловой» линией. Оформился в сочинениях Аммония Гермея (кон. 5 — нач. 6 в. н. э.), пытавшегося синтезировать учения Платона и Аристотеля в единое целое, открывшего Н. для естественнонаучных и логич. спекуляций и приблизившею его к христианству. В пафистике благодаря Августину и Псевдо-Дионисию Ареопагиту произошло частичное слияние христианской теологии с Н. Характерные черты Н.: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному (апофатич., или негативное, богословие); отождествление мышления и существования как эманации «единого»; одухотворение всего психического; отождествление познания бога с самопознанием; высокая оценка человеч. индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божеств, происхождения мира. Влияние Н. обнаруживается в интеллектуализме Фомы Аквинского, в Ср.-век. мистике, в учении Кеплера о гармонии мира.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.